Живописные гобелены

Статья Маргариты Алексеевой опубликована в журнале "Цветники" №8, 2010

Живописные гобелены

Творчество ландшафтного дизайнера сродни произведениям художника. Подобно тому, как живописец пишет красками на холсте, ландшафтный дизайнер создает удивительные цветочные композиции на садовом участке. Причем,  данные картины уникальны: они живые, меняют свой облик ежедневно  и ежечасно.  Наслаждение, полученное зрителем от  пейзажных полотен, вдохновило мастеров декоративно-прикладного искусства на новое направление  в ткацком производстве – гобелены. В переводе с французского «гобелен» - стенной безворсовый ковер с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением разноцветных шерстяных и шелковых нитей. Техника гобеленового  производства очень проста, однако  требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний.  Искусным ткачом гобеленов может стать  образованный художник, который не только  с достаточной точностью копирует оригинальные творения первоклассных живописцев, написанные масляными или фресковыми красками, но и с помощью глубоких  знаний своих специальных средств воспроизводит колорит, светотени и первоначальный   рисунок. С 1730-х годов во французском шпалерном ткачестве главенствовало стремление наиболее  точно воссоздать  живописный оригинал.  Одним из тех, кто настаивал на буквальном воспроизведении картины, был художник и руководитель парижской мануфактуры  Жан Батист Удри. По его инициативе была введена цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых строго должен был придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом, из процесса создания гобелена  была исключена творческая инициатива ткача, так как ему приходилось только  копировать оригинал.

Многовековая мода и любовь к данным произведениям искусства позволила создать интересные сюжеты, легенды и новые направления использования гобеленовых технологий. Так по одному из преданий появился совершенно  очаровательный  детский отдел настенных шпалер. На каждой тканой картине изображен эльф с каким-либо цветком. История гласит, что у одного богатого человека дочка страдала боязнью света и не могла выходить в сад, и чтобы хоть как-то украсить ее жизнь, любящий отец создал гобеленовый цветник.  Возможно, именно данная легенда воодушевила  голландского ландшафтного дизайнера Пита Удольфа на организацию сложных цветников, насыщенных растениями разнообразных  видов и форм, которые стали непременным элементом современного сада. В его садах основная роль отводится облику (габитусу) растений, текстуре, фактуре, размеру  листвы, формам соцветий. Удольф сформировал особый взгляд на сад, сумев найти новое наполнение растительных композиций. Пространство его цветников, представляющее собой различную структуру поверхностей, часто сравнивают с технологией создания замысловатых сюжетов гобеленов, где за  внешней спокойной непринужденностью цветочных композиций ландшафтного дизайнера стоит высокое мастерство и несомненный художественный талант.

В чем же секрет ландшафтных «гобеленов»?

Чтобы сформировать действительно грамотный и красивый цветник, нужно воспользоваться рекомендациями  опытного мастера  Жана Батиста Удри: создать вспомогательный шаблон, или, говоря современным профессиональным языком, подробный эскиз будущей композиции. Но  в отличие от французских ткачей, мы сами составляем  индивидуальный образ миксбордера  и имеем полное право вносить необходимые коррективы. 

Приступая к проектированию предстоящих посадок, очень важно детально продумать форму и размер цветника,  подобрать ассортимент растений, определить цветовую гамму, а затем в масштабе прорисовать  его на бумаге. Сначала, как правило, обозначают место посадки «солирующих» видов и растений непрерывной  декоративности, то есть отличающихся выразительной формой куста и красивой листвой. В отличие от тканых шпалер цветочные гобелены – объемные композиции, поэтому при размещении растений учитываются высоты, причем в первую очередь высокие, потом - средние и низкие. Затем между стабильно декоративными размещают остальные виды. Не менее важную роль играет цветовая гамма растений. Подобно ткачам, переплетающим нити разного цвета, ландшафтные дизайнеры  сочетают различные виды и сорта растений, создавая ощущение постепенного изменения тона и рельефности. Идея использования гармоничного сочетания цвета в сложных миксбордерах  интересовала многих художников-садоводов, которые учились работать с колористикой  природных материалов на открытом пространстве.  Особый вклад в цветовую палитру растительных композиций внесли Гертруда Джекилл,  Лоуренс Джонстон и Витт Секвилл-Вест. Клод Моне тоже приложил много усилий, создавая свой сад  по тому же принципу цветовых пятен, что и гобеленовые полотна. Пит Удольф меньше уделяет внимания цвету, используя его только для создания атмосферы, поэтому предпочтение отдает растениям с неяркими и воздушными соцветиями. В нашей стране  технику гобеленовых цветников использует Елена Константинова. Ее работы ориентированы на длительную декоративность и построены по принципу двустороннего лоскутного одеяла, то есть обозреваются со всех сторон, имеют довольно внушительные размеры: от 10 м в ширину и протяженностью до 100м. При создании подобных миксбордеров Елена  рекомендует, прежде чем определиться с колористической схемой цветника, необходимо понаблюдать условия освещенности для конкретного места, учесть тот факт, что  в течение дня цветник определенное время будет освещаться солнцем с противоположной от визуального обзора стороны. Эта естественная подсветка  - довольно выигрышная ситуация для цветочной композиции, так как выявляются нюансы формы растений, текстура листвы и ажурные соцветия злаков. При проектировании гобеленовых цветников необходимо проанализировать сезонную декоративность композиции. Для этого на эскиз можно поочередно накладывать листы кальки с прорисованными  в цвете образами цветника, соответствующими определенным временам года и  разным месяцам.

Подобно старинному способу разметки контуров рисунка на шаблоне переносим на территорию очертания цветника и описываем  песком зоны размещения растений, то есть копируем  план с листа бумаги в сад. Нужно обязательно учесть, что работаем с природным материалом, который имеет свойство изменяться, разрастаться, занимать не всегда отведенные ему пространства, вытесняя соседей или же, наоборот, быть ущемленным более агрессивными экземплярами. Эта особенность растений влияет на внешний вид задуманной сюжетной линии. Поскольку в лоскутном одеяле такого сада будут хаотично перемешаны разные виды растений, которым невозможно отвести определенное место, то они должны сочетаться и не портить первоначальный замысел.

Почву для гобеленовых цветников готовят особенно тщательно: снимают дерн, перекапывают грунт, по необходимости вносят торф, песок, перегной, компост. Участок, замусоренный сорняками-многолетниками (пыреем, снытью, осокой), за 2 недели до перекопки обрабатывают раундапом. После посадки регулярно рыхлят почву, поливают растения и пропалывают сорняки. Так как «гобелены» имеют определенный орнамент, то значительную  часть занимают однолетние культуры, которые требуют более пристального внимания, чем многолетники. Их нужно регулярно подкармливать комплексными удобрениями, убирать отцветшие соцветия, пропалывать сорняки, рыхлить землю.  

В последнее время вновь обратили внимание на природные сообщества растений и стали активно вводить их в сложные садовые композиции. Местные экземпляры совсем не капризны, легко приживаются и прекрасно вписываются в окружающий пейзаж. Сочетание броских садовых форм и неярких диких видов растений получили название классических английских миксбордеров, или изысканных «гобеленовых цветников».

И впечатление, которое производят на зрителя эти живописные композиции, стоит всех хлопот, затраченных на то, чтобы тщательно продумать и подобрать ассортимент растений, составить детальный план, сделать профессиональные посадки и добросовестно ухаживать за ними.