Геометрия - в основе идеала

Статья Маргариты Алексеевой опубликована в журнале «Сад своими руками» №3, 2009

Геометрия -  в основе идеала

FORMA DAT ESSE REI

Форма дает вещи быть

средневековый философ-схоласт АВГУСТИН 

Древнегреческий философ Аристотель поднял важнейший вопрос о первенствующей роли формы, в ее активности в определении вещи. Согласно его теории именно "форма, стоит впереди материи ...и впереди того, что слагается из них двоих".  Аналогичную  мысль высказывал  Б. Рассел: «Все интересное в мире - вопрос организации, а не первичной субстанции…»  Однако Гегель, проанализировав  теоретические умозаключения великих мыслителей различных эпох, пришел к выводу: «Конечная материя ...и конечная форма не имеют истины; лишь их единство есть их истина».

Прослеживая историю развития садово-паркового искусства с древних времен, мы можем  прийти к очень интересному наблюдению: человек всегда старался организовать пространство вокруг себя и подчинить его определенным законам геометрии, противопоставляя свободным природным формам.   Лучевые и диагональные  аллеи, перпендикулярные дорожки,  водоемы, очерченные формой круга, прямоугольника или квадрата, растения, постриженные  в виде шара, куба, конуса, параллелепипеда,  - все это считалось сущностью красоты и таинством прекрасного.  Именно геометрические понятия были положены   в основу целого стилистического направления и получили название «регулярный сад». В наше время постмодернистская эстетика, которая обожает смешивать все лучшее, завоевала позиции и в ландшафте.  Логика эклектического подхода вполне может быть уместна в сочетании четко очерченных форм и свободных композиций, заключенных   в эти пространства.  Примером такого подхода могут служить партерные цветники  перед английскими замками Хэмптон Корт  и Кенсингтон.Здесь гармонично сочетаются  аккуратно стриженные бордюры, обрамляющие яркие цветочные пятна из однолетников, четко сформированные топиари, выполняющие роль вертикалей, и идеальный  газон. 

Давайте рассмотрим основные принципы организации пространства партерной части замковых  смешанных композиций.  

Одним из важных  моментов, который нужно учитывать при составлении подобной композиции,  является соотношение формы по положению в пространстве.  Ландшафтная  декорация  рассматривается  зрителем с разных точек обзора, что, в свою очередь, предполагает  воспринимать  ее  как фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию. 

При фронтальном, или плоскостном рассмотрении невозможно охватить взором всю композицию в целом, поэтому каждый цветник воспринимается как часть целого общего пространства. И здесь  первостепенную роль играет  принцип соотношения форм  самих растений  по фактуре, так как  именно контраст  текстуры,  фактуры и размера  листа является залогом  привлекательности и гармонии,  «… ибо гармония есть соединение разнообразной смеси и согласия разнообразного», - утверждал  пифагореец Филолай.  Округлый лист противопоставлен удлиненному,  ажурный -  жесткой форме, глянцевый – шершавому,  крупный - мелкому.  Очень интересной  по композиционному решению является рабатка с однолетними растениями  цинерарией приморской ′cineraria maritima′, хризантемой   немахровой и клеомой.  В качестве эффектного композиционного центра  выступает  клеома – высокое  кустистое растение с удивительно нежными длинными тычинками, которые придают     ему  утонченность и изысканность, а крупные семираздельные листья  великолепно сочетаются с мелкими  разрезными листочками хризантемы немахровой. И все же особый шарм  данному сочетанию однолетников  придают ажурные серебристые листья цинерарии приморской, которые красиво оттеняют  розовые, малиново-розовые, лилово-сиреневые цветы хризантемы и клеомы.   Не менее  привлекательно противопоставление крупного бордово-коричневого листа канна  индийского  дугообразно изогнутым  узким листьям хлорофитума.

Объемная композиция имеет форму, ярко выраженную во всех трех измерениях. При ее составлении нельзя упускать из виду один из важнейших  принципов -соотношение форм по цвету, так как  цвет является главным средством художественной выразительности. Колористическая гамма цветовых оформлений – залог  успеха ландшафтного дизайнера. Размер цветовых пятен обратно пропорционален их эффективной яркости. Чем ярче пятно, тем меньшую площадь оно занимает в гармоничном пространстве.

Так агератуму с  яркими  лилово-розовыми соцветиями  отводится  намного меньше места  по сравнению с   крупной зеленой массой растений в центральной части композиции, а  небольшие, но выразительные алые   пятна пеларгонии   великолепно подчеркивают парадность и торжественность  камерной композиции, выполненной в стиле Art & Crafts.  Этот неформальный стиль посадок создает ощущение  непослушного буйства цветов и фактур, заключенного в строгую зеленую огранку формальных изгородей. Очень важно  учитывать законы  равновесия и пропорции не только в колористике, но  и в соотношении высот и объемов.  Необходимо  использовать постепенное повышение высот, а объемы искусственно сформированных  растений должны  пропорционально перемежаться   с  объемами естественных  форм.  Именно пропорциональное соотношение естественных и искусственных форм диктует  стилистическую принадлежность к регулярному или пейзажному саду.  И если при создании композиции необходимо подчеркнуть воздействие человека на природу, внести  ощущение порядка, строгости, торжественности, то приоритетное место займут четко сформированные растения.

Несмотря на то, что в последнее время появилось больше приверженцев свободного пейзажного стиля, однако достаточно людей, полагающих,  что красота формы и рисунка, создаваемого объекта,  может быть доступна только путем применения математических формул в процессе проектирования сада.  Хотя в то же время  современные английские парки поражают  умением сочетать четкие, лаконичные геометрические формы с незамысловатыми, простыми и скромными по своему внешнему виду природными растениями. Вот уж совсем нестандартное решение использовано в очень «приземленной» композиции «огород»: сочетание мангольда с манжеткой, розой Робуста, злаков -  и все это  обрамлено аккуратно сформированным   самшитовым бордюром, а вершиной  креативности  являются  водруженные  на низкий боскет тщательно выстриженные самшитовые шары.

Вся партерная часть перед замком воспринимается и как  единая  глубинно-пространственная композиция, и как композиция, состоящая из отдельных элементов.  Поэтому немаловажную роль здесь играют все принципы организации пространства. Только теперь учитывается соотношение фактур растительности – деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников и материалов, использованных в мощении дорожек, лестниц, ограждений. При рассмотрении принципа соотношения форм  по положению в пространстве принимается во внимание  чередование  отрицательных (фоновых) площадей, в качестве которых выступают гравийные дорожки, гладко стриженные газоны,  с положительными (заполненными цветочными композициями).  Однако особенностью  организации целостной   композиции   является  создание глубокой перспективы, в основе которой лежат  законы  линейной и воздушной перспективы.  В отличие от живописи с ее условностями садово-парковое  искусство  - это реальность, подчиненная человеку.  Зная  законы восприятия пространства, формы, времени и движения, можно создавать  очень эффектные  ландшафтные  «полотна».

Примеры современного английского ландшафтного дизайна доказывают, справедливость высказывания ученого-философа Гегеля,  что   сама по себе форма  или отдельно взятое ее наполнение  не могут сыграть важную роль в создании поистине прекрасных произведений искусства.  Только умелое использование контрастов, соблюдение законов пропорции и  равновесия, сочетание рациональности и  ясности, легкости восприятия, и присущее англичанам   чувство меры позволяют им на протяжении нескольких веков глубоким содержанием наполнять форму.  Считается, что гармоничное искусство обладает облагороженными формами, возвышенными над природными прототипами, приведенными в соответствие с идеалом прекрасного.